Санкт-Петербург

XIII командория

Повседневная жизнь ордена Тамплиеров


Первоначальный Латинский а затем и Французский уставы создали в ордене чёткую иерархию, а также подробно описывал жизнь братьев: их повседневные и военные обязанности и права.

В течение XII-XIII вв. Устав Ордена дополнялся и расширялся и, в конце концов, превратился в объемистый документ, полный текст которого - с него сделали всего несколько копий - знали только высшие иерархи. Уделом же простых рыцарей была лишь отрывочная информация об истории и задачах братства, в составе которого они служили. Предписания по сохранению орденской тайны и процедуры приема в тамплиеры призваны были, поддерживать строжайшую дисциплину и формировать элитарное самосознание. Первоначально члены Ордена состояли из рыцарей и служащих братьев. Первые должны были происходить из рыцарского рода, быть холостыми, давать обет целомудрия, бедности и послушания и строго исполнять монашеский Устав Ордена. В свободное от воинских дел время рыцари обязаны были проживать в Домах Ордена (Командориях), предаваясь молитвам в своих уединенных кельях и попечениям о бедных и больных паломниках, постоянно оттачивая воинское мастерство.

Рыцари Ордена, носили белые льняные или шерстяные плащи с алыми восьмиконечными крестами - символ сердечной чистоты и мученичества. Служащие братья, которые делились на оруженосцев, сержантов и ремесленников, могли быть женатыми и, в отличие от братьев-рыцарей, носили черную одежду. Братья - рыцари набирались из благородного сословия, братья служители могли быть просто свободными людьми. Не меньшую роль играли и братья-капелланы: они отправляли все церковные службы в часовнях храмовников. Орден имел и светских членов (так называемых сочувствующих братьев), дворян и простолюдинов обоего пола, которые добровольно исполняли все предписания Орденского Устава, или только часть их, но жили отдельно. К числу светских братьев принадлежали лица, оказавшие услуги Ордену, или донаты, и облаты, с детства предназначенные для вступления в Орден, и воспитанные по его правилам.

Первоначально, рыцарь желающий вступить в орден Храма должен был пройти длительное послушничество, исполняя различные работы, и только после этого признавался годным или не годным для вступления в братство. Со временем срок послушничества сильно сократился и даже пропал совсем, но ритуал вступления в орден всё равно оставался очень сложным. Неофита несколько раз спрашивали, действительно ли он желает оставить мирскую жизнь, нет ли у него должников, не наложено ли на него церковное отлучение; несколько раз капитул совещался, обсуждая кандидатуру новичка, и только затем принимали его в орден. Новый брат должен был принести в дар ордену всё своё имущество и отныне никогда не иметь частной собственности и денег.

Во главе ордена стоял Великий Магистр. Процедура его избрания была чрезвычайно сложна. Тамплиеры стремились учитывать мнение большинства братьев и избрать лучшего и достойнейшего из них. Обычай требовал, чтобы этот человек славился благочестием, знал несколько языков, пользовался всеобщим уважением, стремился к миру и согласию среди братии и не принадлежал ни к какой " группировке". Магистр подчинялся только папе либо " Генеральному Капитулу", т.е. общему собранию, состоявшему из членов Конвента (законодательного совета), Командоров орденских провинций и наиболее влиятельных братьев. Генеральный Капитул созывался очень редко, исключительно по желанию магистра и Конвента. Магистр был наделён довольно большой властью: он имел право контролировать замки и владения ордена, распределять по командорствам личный состав, предоставлять ограниченные займы.

Сенешаль был заместителем магистра. В отсутствие магистра он брал на себя обязанности по контролю за командорствами. В походе перед ним несли знамя тамплиеров и этой чести удостаивался кроме него только магистр.

Маршал ордена Храма был главнокомандующим. Он отвечал за вооружение, доспехи, осадные машины, боеприпасы и конную сбрую. Его обязанностью была мобилизация сил Ордена, распределение их на отряды, отдача тактических распоряжений. Туркополье командовал братьями-служителями и туркополами (отрядами из местных жителей) в военное время. В присутствие маршала он имел право лишь строить свои отряды и передавать им приказы.

Подмаршал был начальником братьев-мастеровых и отвечал за кузнечное дело и исправность конной сбруи. Он контролировал работу мастерских, а также распределял оруженосцев.

Гонфальонер командовал оруженосцами, которые не принадлежали к Ордену тамплиеров, но служили либо из милости, либо за плату". Он выстраивал их перед боем, выдавал плату и поддерживал дисциплину. Командор Иерусалимского королевства был очень важной персоной. Он был верховным казначеем ордена, имел право контролировать все владения тамплиеров на Востоке и на Западе, к нему стекались все доходы многочисленных командорств, именно он осуществлял все платежи. Во время войны ему доставляли практически всю добычу.

Кастелян заведовал портными ордена и отвечал за внешний вид тамплиеров. Он следил за тем, чтобы братья носили коротко стриженые волосы и не надевали одежд не предусмотренных уставом.

Командор Иерусалима обязан был обеспечивать защиту паломников, охранять Святой Крест во время военных походов. Под его началом находились рыцари-миряне Иерусалима.

Устав и правила нового ордена, достаточно простые и строгие, весьма походили на правила цистерианских монахов, лидером которых являлся святой Бернар. Согласно уставу тамплиеры должны быть привержены бедности, целомудрию и послушанию. Они должны стричь волосы, но не брить бороду, а также не имели права носить из одежды что-либо сверх выданного Кастеляном. Брат ордена получал комплект одежды, который не имел права перешивать, или украшать. Военное снаряжение включало в себя кольчужный хауберк (кольчуга с капюшоном и рукавами), кольчужные чулки, железную шапку, шлем, башмаки камзол. В зависимости от рассматриваемого периода защитное снаряжение могло варьироваться. Стандартное вооружение состояло из меча, копья и щита. Рыцарь-новичок получал также три ножа и попону для боевого коня. Рыцарь обязан был заботиться о безупречном состоянии своей экипировки.

Все вещи в действительности не давались рыцарям-тамплиерам, а лишь ссужались на время. Он нёс ответственность перед орденом за эти вещи. Он не мог ни распоряжаться ими по собственному усмотрению, ни присвоить себе часть этих предметов. Устав перечисляет то, что тамплиер мог отдать своему оруженосцу: одежду, которую носил год, старую кольчугу, фонарь и т.д. Тамплиеры обязаны были быть вежливы, всякая брань и грубость в разговоре не только осуждалась, но и влекла за собой наказание. Следовало также воздерживаться от того, чтобы давать слишком суровые распоряжения. Тамплиерам были запрещены игры, веселье, даже громкий смех. Из охоты была разрешена только охота на львов.

Первоначально, в знак бедности и братства, тамплиеры были обязаны есть по двое из одной миски, но спустя некоторое время этот обычай был выведен из употребления. Рыцари и служители трапезничали отдельно, предполагалось две или три перемены блюд. По пятницам тамплиеры соблюдали пост. Есть следовало в молчании, во время трапезы один из братьев читал священное писание. Тамплиеры были обязаны несколько раз в день посещать церковные службы, если же какой либо брат не мог это сделать, он был обязан многократно прочитать " Отче наш" и некоторые другие молитвы.

В командорствах Запада и Востока еженедельно собирались капитулы, которые были призваны поддерживать дисциплину в рядах братьев. На этих капитулах, помимо решения насущных проблем того или иного командорства, проходили и обсуждения проступков братьев, нарушений дисциплины и назначались наказания. Устав тамплиеров был строгим и за незначительные нарушения наказание могло быть очень суровым.

Тамплиеры, состоящие в командорствах Запада обязаны были оказывать всяческую поддержку своим восточным братьям. Для этого они работали, не покладая рук, увеличивая богатства ордена, которые были так необходимы для ведения Священной войны. Братья сельских командорий производили товары и заготавливали съестные припасы, часть из которых отправлялась в Палестину, а часть продавалась. Братья городских командорий занимались банковским ремеслом, а также взимали налоги и десятину с подвластных тамплиерам территорий.

На братьях Восточных командорий лежал более тяжкий груз - именно они рисковали жизнями в постоянных битвах с мусульманами. Жизнь их отличалась от жизни западных братьев, только их воинская дисциплина позволила Иерусалимскому королевству просуществовать столько лет.

Устав столь же детально регламентировал походную жизнь тамплиеров, как и их мирную жизнь в командорствах. Всюду господствовала абсолютная дисциплина, позволявшая максимально при сложившейся в Святой земле обстановке использовать эту небольшую армию храмовников. Устав запрещал им седлать или взнуздывать коня, а также садиться в седло, пока маршал не отдаст команду.

Однако тамплиеры не должны были оставаться в праздности", им следовало готовить обоз: колья для палаток, фляги, топоры и верёвки, словом всё, что могло пригодиться в походе. По команде рыцари садились на коней, соблюдая полный порядок занимали свои места в колонне, каждый в сопровождении своего оруженосца. Было запрещено без разрешения удалятся от колонны, даже чтобы напоить лошадей, потому что у водоёмов часто устраивались засады. В случае объявления тревоги рыцари собирались вокруг маршала в ожиданий его приказов. Они не имели права обнажить меч или вложить его в ножны, сесть в седло или надеть на коня уздечку, не получив приказа, особенно если находились в карауле.

На биваке рыцарь должен был занимать только ту палатку, которая ему была указана. Палатки располагались вокруг шатра, в котором помещалась походная часовня. Было запрещено удаляться от бивака за предел слышимости крика.

На биваке рыцарь должен был занимать только ту палатку, которая ему была указана. Палатки располагались вокруг шатра, в котором помещалась походная часовня. Было запрещено удаляться от бивака за предел слышимости крика. Во время боя ни один тамплиер не имел права покинуть отведённое ему в строю место." Каждый командор подразделения имел флаг, находившийся под охраной десяти рыцарей. В случае гибели маршала командор рыцарей принимал на себя командование. Если и он оказывался раненым и убитым, то один из командоров распускал своё знамя и занимал его место". Знамя имело огромное значение для тамплиеров - пока развевалось знамя они должны были продолжать бой; лишь когда знамя пало, когда все соратники рассеяны, рыцарь имел право, " уповая на Господа", искать спасения.

Во время сражения тамплиер не имел права отступать, даже сражаясь против троих противников. Тот, кто попадал в плен к сарацинам, не имел права ни предлагать за себя выкуп, ни отрекаться от своей веры ради спасения жизни. Только такая суровая и аскетичная жизнь позволила ордену тамплиеров не только выжить в суровых битвах, но и покрыть себя огромной славой, которая заставляет много веков спустя, поражаться храбрости и самоотверженности людей, отдавших жизни во славу своей веры.

История крестовых походов неразрывно связана с орденом храмовников - его черно-белое знамя развевалось на всех полях сражений на Святой земле и, как указывают источники, тамплиеры были самыми стойкими и бесстрашными бойцами того времени.