Санкт-Петербург

XIII командория

Орден тамплиеров


Основание ордена.
Известие о завоевании в 1099 году Иерусалима всколыхнуло Европейское общество до самых основ; цель крестового похода была выполнена. Многие крестоносцы поспешили вернуться домой, их не могли удержать даже богатые земельные наделы, обещанные тем, кто останется. В то же время огромное количество паломников, привлечённых доступностью Святых мест для поклонения, устремились к Иерусалиму. Вместе с тем, мусульмане, начавшие снова сплачиваться, постоянно тревожили новое государство своими нападениями. Местность, по которой проходили маршруты паломников, была наводнена грабителями и убийцами. Дорога к Священному городу стала смертельно опасной для пилигримов.

В 1118 году шампанский рыцарь по имени Гуго де Пейен основал духовно-рыцарский орден, целью которого была защита паломников на пути в Святую землю. Вместе с Гуго де Пейеном клятву сопровождать паломников и защищать дороги на самых опасных участках, принесли восемь французских рыцарей. Этими рыцарями были: Готфрид де Сен-Омер, Андре де Монбар, Гундомар, Годфрон, Рораль, Жоффруа Битоль, Нивар де Мондезир, и Аршамбо де Сен-Эньян. По примеру других религиозных орденов они принесли три монашеских обета в присутствии патриарха Иерусалимского.

Иерусалимский король Балдуин II, осознав пользу, которую приносил ему новый орден, оказывал им покровительство и отдал им часть королевского дворца, возведённого на месте древнего храма Соломона (приложение 2 - Храм Соломона). Отсюда происходит название ордена - Тамплиеры или Храмовники (от франц. temple- Храм).

Тамплиеры были очень бедны: настолько, что на двух человек у них была всего одна лошадь. В память об этом их печать долго представляла собой изображение коня, на котором сидят два всадника. Тамплиеры испытывали нужду во всём: в еде, доспехах и оружии, поэтому их называли "бедными рыцарями Храма".

В течение девяти лет девять рыцарей соблюдали устав св. Августина, вели скромную жизнь и не носили никакой особой одежды до тех пор, пока Балдуин II не решил воззвать к помощи Западной Европы. Он приказал Гуго де Пейену отправиться к папе Гонорию II, чтобы просить его начать новый крестовый проход. Гуго де Пейен и несколько его братьев - тамплиеров совершили поездку по Европе, где призывали государей собирать подкрепления для отправки в Святую землю. Потом, последовав совету Папы Римского, тамплиеры явились на церковный Собор, который проходил в Труа.

Собор в Труа открылся 13 января 1128 года. Орден Храма нуждался в церковном одобрении, чтобы пополнить свои ряды братьями во Франции, однако, поначалу к ордену, сочетавшему в себе военное ремесло и монашеский аскетизм, отнеслись с недоверием. Выслушав речь магистра - Гуго де Пейена, отцы Собора" поручили св. Бернару Клервосскому - очень известному и уважаемому в средневековье человеку - написать устав для нового ордена. Св. Бернар не скрывал своей симпатии по отношении к тамплиерам и вскоре устав был написан. Первый устав ордена отражал дух Ордена Цистерцианцев, идеологическое направление которого в значительной степени было определено аббатом из Клерво. Устав впоследствии получил название Латинский. Более того - Собор в Труа постановил носить рыцарям-тамплиерам белые плащи и получать в качестве милостыни десятину. Было установлено и знамя тамплиеров - оно было чёрно-белым и называлось Боссеан.

Основав таким образом орден Храма, Гуго де Пейен и его рыцари отправились, каждый по отдельности, на поиски соратников и пожертвований. Братья-храмовники изъездили большую часть Европы и везде встречали одобрение и участие. Огромное количество дарений и пожертвований позволили основать большое количество командорств по всей Европе. Так было заложено начало будущего богатства ордена. Впоследствии, чтобы помочь Гуго Шампанскому найти сторонников св. Бернар написал труд под названием Похвала новому воинству Храма". Это похвальное слово является сравнением тамплиеров и светского рыцарства той эпохи - святой аббат хвалит новое воинство" и призывает рыцарей вступать в ряды храмовников.

29 марта 1139 года Папа Иннокентий II издал буллу Omne Datum Optimum ". Эта булла давала тамплиерам значительные привилегии, такие как учреждение должности капеллана, освобождение от уплаты десятины и разрешение строить часовни и иметь свои кладбища. Главной же привилегией, дарованной тамплиерам, было выведение ордена из-под власти епископов и подчинение его непосредственно папской власти, возложив на магистра и его капитул полную ответственность за политику и управление орденом. Иными словами булла провозглашала автономию Ордена тамплиеров.

В 1147 году папа Евгений II, побывав на капитуле ордена и восхищённый видом тамплиеров, даровал им привилегию носить знак красного креста на левом плече или на груди, чтобы сей победоносный символ послужил им опорой, чтобы они никогда не поворачивали вспять, пока перед ними остаётся хоть один неверный".

В середине XII века была составлена обширная редакция первоначального устава ордена, получившая название Французского устава. Перевод устава был необходим, так как немногие братья понимали латынь. С тех пор поправки, вносимые в устав, не затрагивали его сущности, только лишь вносили необходимые дополнения.

Отсюда начинается пора расцвета ордена, начавшего в полной мере пользоваться своими привилегиями и развернувшим широкую военную и хозяйственную деятельность.

>>>